Время работы: Пн-Пт с 9:00 до 16:30 (Мск)

тел: +7(980)-654-05-30

Иконография Иисуса Христа.

18 Ноя 2019
автор Издательство Соборъ

Православная иконография Иисуса Христа включает многочисленные варианты изображения Христа в православном искусстве. Основными типами являются Пантократор и Спас Нерукотворный.

Молитва от детях, ко Господу Иисусу Христу.

Сладча́йший Иису́се, Бо́же се́рдца моего́! Ты́ дарова́л мне́ дете́й по пло́ти, они́ Твои́ по душе́; и мою́ и и́х души́ искупи́л Ты́ Свое́ю неоцененною кро́вию. Ра́ди кро́ви Твоея́ Боже́ственныя умоляю Тебя́, Сладча́йший мо́й Спаси́тель: благодатью Твое́ю прикоснись сердца́м дете́й мои́х (имена́) и крестников мои́х (имена́) огради́ и́х стра́хом Твои́м Боже́ственным, удержи́ и́х от дурных наклонностей и привычек, направь и́х на све́тлый пу́ть и́стины и добра́, украси́ жи́знь и́х все́м до́брым и спаси́тельным, устро́й судьбу́ и́х, я́коже Ты́ Са́м хо́щеши, и спаси́ души́ и́х, и́миже ве́си судьба́ми.

  • Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета)

    Спас Благое Молчание, Ярославль, Середина XVII вКак сказано в Откровении Иоанна Богослова, «Господь Вседержитель … был, есть и грядет», и эта тройственность бытия находит свое отражение в иконографии Спасителя. Большинство икон, включая такие как Вседержитель и Нерукотворный Спас, представляют Христа таким, каким он был на Земле: младенцем, отроком или мужчиной в возрасте проповедничества. Образ «Спаса в силах» отображает Второе пришествие и относится, таким образом, к ипостаси «грядет». Что же касается первой ступени, предвечного бытия Христа, здесь можно выделить редкую иконографию «Ангел Великого совета», известную на Руси по иконе Спаса «Благое молчание».

    Ангел Великого совета представляет образ Христа до его воплощения, «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа», в виде юноши с крыльями за спиной. Ангел изображается в белой далматике, которая символизирует чистоту и бесплотность духа, голову же Его окружает крестчатый или особый восьмиугольный нимб, присущий господу Савоофу. Нимб состоит из двух наложенных друг на друга квадратов красного и черного цвета. Красный цвет знаменует божественность, черный (или зеленый) — непостижимость Творца.

    Образ Ангела Великого совета сложился в византийской иконописи и был основан на христологическом толковании пророчества из книги Исайи. Одно из самых известных изображений датировано началом XIV века, и находится в церкви Богородицы Перивлепты, расположенной в Македонии. На фреске Ангел Христос окружен особым сиянием — мандорлой. В руках Спасителя находятся жезл с крестом и развернутый свиток с текстом из пасхального канона Иоанна Дамаскина: «Днесь Спасения миру, яко воскресе Христос, яко всесилен». Рядом изображены фигуры пророков Иезекииля и Аввакума, которому, по преданию, было видение «светоносного ангела».

    На Руси образ Ангела Великого совета получил развитие в иконе Спаса Благое молчание, которая представляет поясное изображение Спасителя с восьмиконечным нимбом и сложенными на груди руками. Икона была известна с древних времен, однако широкое распространение она получила в XVIII-XIX веках, став популярной как у староверов, которые ориентировались на древние памятники иконописи, так и у нового сословия богословов, предлагавших разнообразные толкования этого образа.

    Считается, что в основе иконографии Спаса Благое молчание лежит идея проповеди, заключенная в пророчестве Исайи, где сказано: «Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах». В другом толковании образ символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти.

  • Всевидящее Око Господне

    Всевидящее Око Божие с избранными святымиИкона Всевидящее Око Божие, встречающуюся в некоторых церквях, считается сложной в своем символизме. Церковь запрещает изображать Господа Бога на иконах, и именно поэтому автор данного образа предпочел изобразить Его в виде знаков и символов, что несколько отличается от обычной иконописи. Несмотря на это, икона — важная реликвия, ее стоит знать и почитать. Данная икона, яркий пример возможной популяризации народного творчества в религии, на протяжении всего своего существования активно и яростно обговаривается на всевозможных богословских встречах и заседаниях. Несмотря на неоднозначность иконы, она стала крайне востребованной среди православного народа.

    Впервые она появилась во Владимирской земле, где ее создали руки тамошних мастеров в стиле и традициях Владимирского иконописания, по крайней мере, первоначальные образцы.

    Исполнена она в охристых тонах, что характерно для той местности. Главной отличительной особенностью является ее простота и одновременно красота композиции. А вот сложность вся — во множестве символов, в ней заключенных. Ведь она не только отличается своей концепцией от привычной канонической иконографии, но и способом подачи всех ключей, раскрывающих смысл.

    Кроме того, это достаточно молодой образ, возраст которого едва достигает 300 лет, т.е. является новоделом. Его создание пришлось на закат традиционной русской иконописи, может быть поэтому «Всевидящее око» содержит неоднозначный, на первый взгляд, концептуальный авторский смысл. 

    Значение и композиционные особенности
    Образ представляет собой композицию, редко встречающуюся в иконописи. Смысл его — это образ Господа как света для всей Вселенной, а Его ведение человека приравнивается к оку, оттуда и имя — «Всевидящее Око».

    На протяжении всего существования иконы уже создали достаточно много списков, поэтому на некоторых досках композиционные картины могут отличаться от оригинала, который рассмотрен ниже.

    Композиционный образ собран из множества мельчайших символов, чтобы в целом дать единое представление о свете всего бытия — Господе Боге. Именно Он (символом) располагается в центре доски.

    Доска разделяется на 4 круга, на каждом из которых собрано несколько важных элементов:

    Первая центральная окружность — тут расположен образ Христа, от которого благословение и спасение каждому страдающему грешнику. Вокруг Него расположена надпись: «Очи мои на верны, чтобы земли посадить и с собою». Из него исходят 4 луча, которые начинаются в круге, а заканчиваются за его пределами. Они обозначают тот свет, который исходит к миру от Христа и Господа. На концах этих лучей, уже по краям всего изображения, располагаются изображения евангелистов или же их символичное изображение;
    Вторая — он больше в диаметре, чем первый и содержит человеческое лицо, которое состоит только из 4 глаз, носа и рта. Там же располагается надпись на старославянском, которая означает «Возвеличивает душа моя Господа и радуется дух мой о Боге Спасителе Моем». Этот круг отображает отношение Божественного Начала и мира людей, посредником между которыми выступает молящаяся Богородица, нарисованная между 2 и 3 кругами;
    Третий круг ознаменован надписью: «Угль Исайи проявил солнце из Девической утробы, воссиявшее во тьме и подающее просвещение заблудшим». Он пересечен несколькими густыми лучами, идущими из первой окружности, От Христа. из центра главного — Солнца Правды-Иисуса Христа;
    Самый главный и последний, усеченный снизу, четвертый круг — в нем символично изображен Бог Отец, благословляющий все человечество. Фигура Господа имеет поднятые благословляющие руки, а ее низ сокрыта в ореоле. По краям от Него расположена надпись: «Бог с небесе сияния своего сподоби мя». Фоном для Него служит чистое звездное небо, где, согласно Писанию, расположено Царствие Небесное. Бог Отец всегда изображается в окружении трех серафимов или четырех ангелов со свитками. От Господа слетает к Богородице Дух Святой в виде голубя.

    Значение данного образа заключается в изображении и трактовке всех важных символов христианства, которые помогают человеку держаться на праведном пути и не сходить с него. Стремиться к свету, исходящему от Господа.
    Лик расставляет приоритеты христианства и помогает верующему составить правильную иерархию в своей голове — Господь над всем и начало всего, От Христа — спасение, а Дух Святой и Богородица помогают людям правильно взаимодействовать с ними.

  • Спас Великий Архиерей

    Архиерей Великий - одно из символических именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. Формулируется на основе ветхозаветного пророчества - "Ты священник вовек по чину Мельхиседека" (Пс С1Х, 4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр V, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя.

  • Деисус

    Деисус - (от греческого деисес - моление святых за человеческий род) каноническая композиция иконописи, включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя (обязательные персонажи).

    Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Исус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Греческое слово "Деисус" означает в переводе с греческого Моление или Прошение.
    На русской земле деисус превратился в деисусный чин, то-есть один из рядов высокого иконостаса. Почти всегда чин расширяется, включая больше или меньше икон, изображающих архангелов, апостолов, пророков и других достойных быть на этом месте. Порядок остается неизменным: Христос в середине, Божья Матерь, Иоанн, два архангела, два апостола..

    Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется "Предста Царица одесную Тебе" или более коротко "Предста Царица". В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны - Иоанн Предтеча. С ХII - XIV вв. на Балканах образ Христа - Царя царей в композиции Предста Царица совмещается с другим иконографическим типом - Архиерей Великий.

    В домашнем иконостасе - наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения - повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского Чудотворца, наиболее почитаемого в России святого.

  • Господь Добрый Пастырь

    Господь Добрый ПастырьНа иконе изображен Господь Иисус Христос в виде Пастыря, несущего на плечах овцу. Смысл образа раскрывается в евангельских словах: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. » (Ин.10:11-16). Овца в контексте данной иконографии символизирует падшего человека, ради спасения которого Господь воплотился, претерпел крестные страдания и смерть, на что указывают раны от гвоздей на тыльной стороне ладоней, а также древо Креста за плечами. Глава Спасителя окружена крестчатым нимбом, то есть нимбом со вписанным в него крестом. Этот иконописный признак, отличающий Господа от святых, указывает на Его голгофскую Жертву. Три буквы греческого алфавита, расположенные по сторонам вписанного креста, являются аббревиатурой слова «Сущий», которое отражает одно из имен и свойств Божьих. Левая рука Господа удерживает пастуший посох, как знак пастырской власти.

  • Единородный Сыне

    Фактически - Новозаветная Троица. В центре иконы изображены мир разума и духовный мир Земли с твердью. Образ мира разума - Премудрость или Свет Разума со свитками Истины, управляющая человеческими душами. Выше изображен Господь Бог Творец и Созидатель Земли и Неба. В Его нимбе видим два квадрата, образ полноты знаний духовного мира и мира разума. Управляют днем и ночью на Земле Солнце и Луна. Слева виден Дворец Царствия Небесного. Ниже изгнанные из рая в змея лукавого владения Адама и Еву за первородный грех - нарушение первой заповеди Господа Бога: не ешь плодов с дерева добра и зла, смертию умрешь. Образ смерти - ад, где предстоит вечное пребывание грешным душам в адских мучениях.

  • Христос Лоза Истинная 

    Христос Лоза ИстиннаяИкона правильно называется Христос Виноградная Лоза или Христос Лоза Истинная, или Христос Виноградарь, а не Вино Истины.

    Именование Христа Лозой основано на евангельских словах: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь." (Иоан.15:1), "Я есмь лоза, а вы ветви..." (Иоан.15:5). Иконография сложилась, скорее всего, в греческих монастырях и представляет Христа в образе Вседержителя, окруженного лозой, в ветвях которой изображаются апостолы (а иногда еще и Богородица и Иоанн Предтеча). Евангелие открыто на соответствующем отрывке (Иоан.15:1), в греческом варианте икона подписывается "виноградная лоза".

  • Недреманное Око

    Спас Недреманное Око, середина XVI вСпас Недреманное Око (Христос Анапесон) - особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, диагонально возлежащего на ложе с открытыми глазами, подперев правой рукой голову. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем - летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад. Икона появилась в XIV в. на горе Афон.

  • Спас Вседержитель (Пантократор)

    Спас ВседержительПодобно тому, как иконография Иисуса Христа находится в центре всей православной иконописи, так образ Христа Вседержителя (Пантократора) занимает центральное место среди многочисленных типов изображения Спасителя. Догматическое значение этой простой по сюжету и повсеместно распространенной иконы огромно: Христос - царь небесный и судия, «… альфа и омега, начало и конец, Господь, который есть, был и грядет, Вседержитель».

    Образ Пантократора сформировался еще на заре христианской иконописи. К этому типу относится первая из дошедших до наших дней икон - знаменитая энкаустика из Синайского монастыря святой Екатерины. Этот же тип, лежащий в основе так называемого «исторического» направления в изображении Христа (направления, которое отсылает к земному облику Сына Божьего как исторической личности, а не к символическим темам) стал в центре иконоборческих споров.

    Эпитет «пантократор», что в переводе с греческого языка означает «властитель всего» говорит о всесильной, божественной сущности Иисуса Христа, пришедшего в этот мир в человеческом воплощении. Каноническое исполнение иконы представляет Спасителя в возрасте проповедничества, изображенного в традиционных одеждах, держащего Евангелие и согнувшего правую руку в благословляющем жесте. Толкование образа с точки зрения богословия и христианской догматики очень сложно и зависит от контекста и особенностей исполнения (извода). Христос Вседержитель - он и грозный Судия, пришедший на землю в конце времен для свершения суда, и Всемилостивый «Елеемон» (Милующий), и Владыка небесный, и Бог творящий.

    Собственно изводы, многие из которых легли в основу самостоятельных изобразительных типов, и составляют большую часть от известных сегодня икон Христа Вседержителя. Среди них наиболее известен классический образ Спаса на троне, который имеет более выраженный эсхатологический подтекст (идея второго пришествия и Страшного суда) и часто встречается в храмовых росписях. Традиционно образ Христа на престоле располагается в куполе или в центре иконостаса христианского храма.

  • Спас В Силах

    Спас в силах, Ярославль, XVI вСпас в Силах - центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат - это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал - мир духовный. В синем овале изображены ангелы - силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала - красный ромб (символ мира невидимого). Эта икона Спаса - настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

  • Спас На Престоле

    Спас на престолеСпас на престоле - эта икона имеет много общих черт с иконой Спас Вседержитель (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол - символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того - знак царственной славы Спасителя.

  • Спас Оплечный

    Источником иконографии послужила часто используемая в искусстве раннего Средневековья композиционная формула, заключающая оплечное изображение Спасителя или святого в медальоне.

  • Спас Ярое Око

    Спас Ярое Око, Москва, середина XIV вИкона "Спас Ярое Око" выдержана в темной, драматической гамме, навеянной византийской палитрой. В смелом, асимметричном очерке головы, в живописной трактовке лица при помощи сочных бликов и отметок, в светлом голубом цвете хитона уже чувствуются новые веяния. Но, с другой стороны, формы носят еще несколько грузный характер, а выражение лица не менее сурово, чем на иконах XII века. Глубокие морщины на лбу и резко обозначенные складки кожи на шее необычны для чисто византийских икон, выполненных в более гладкой манере. Здесь же эти динамичные линии придают образу большую внутреннюю напряженность. Недаром икона заслужила прозвище "Спас Ярое Око". Автор ее как бы стоял на распутье: кое-что он позаимствовал из искусства XIV века, кое в чем остался верен прошлому.

  • Спас Всемилостивый

    Спас Всеми́лостивый — образ в иконографии Иисуса Христа, относящийся к типу иконы Пантократор (Вседержитель). Характерной чертой этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой (закрытой) книги или свитка.

  • Спас Нерукотворный

    Спас Нерукотворный, Симон Ушаков, 1658 гСпас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.
    Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.
    На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.
    На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

  • Спас Мокрая Брада

    Спас Нерукотворный Мокрая Брада, Москва, XV в"Спас Мокрая Брада", "Спас Омоченные Власы" - именование типа икон Спаса Нерукотворного, на которых Его лик изображен с прямыми, будто влажными волосами - борода Христа сходится в один тонкий клнчик.

  • Христос Эммануил

    Христос ЭммануилСпас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках.  Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока - как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.

  • Царь Славы (Христос Во Гробе)

    Икона представляет его изображённым по пояс, стоящим в гробу, на фоне креста, со склонённой главой и закрытыми глазами, с руками, скрещенными впереди или бессильно опущенными вдоль тела, и следами ран. Образ сопровождается надписью «Царь Славы» или реже «Снятие со креста». Положение рук, головы, надписи, креста и гроба не являлось обязательными и строго фиксированным.

    Данная иконография не является изображением какой-либо из Страстей: так как Иисус изображён вертикально, на фоне креста - это не Положение во гроб; он не пригвождён к нему, значит, это - не Распятие Христово; его никто не поддерживает, то есть это - не Снятие с креста. Кроме того, он не завёрнут в саван, хотя должен был бы. Таким образом, икона имеет символический, а не повествовательный характер.

    При бесспорном литургическом назначении образа литургический текст, соответствующий этой иконографии, не найден. Открытым остаётся и вопрос её происхождения - литургическое либо историческое. Нарративный контекст отсутствует, замысел, по-видимому, был изначально символический. В Византии и Древней Руси - праздничная икона Великой Пятницы.

  • Царь Царем

    Царь Царем, Муром, А И Казанцев, 1690 гЦарь царей - особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как "Царя царствующих и Господа господствующих" (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону (из уст) направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии "Архиерей Великий - Царь Царей".

  • Церковь Христова

    По традиционному определению, Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верой, законном Божиим, священноначалием и Таинствам. Но Церковь включает в себя не только живущих ныне людей, есть Церковь земля - ныне существующее сообщество верующих, и Церковь Небесная - вневременное духовное единство Божией Матери, ангелов и святых. Глава Церкви есть Господь Иисус Христос. Сама церковь именуется также Телом Христовым. Церковь Христова едина. Это означает, что она - одно духовное тело, которое не может разделиться. Однако на протяжении двухтысячелетней истории Церкви от нее неоднакратно отделялись сообщества, несогласные с церковным учением веры или устройством ( как, например, католики в 1054 году). Несмотря на это, истинная Церковь - одна и пребудет "до скончания века", до Второго пришествия Христова.

  • Хвалите Господа С Небес

    Сложная иконографическая композиция, иллюстрирующая 148-й псалом. Верхняя часть посвящена воспеванию небес, в центре которой — Христос, восседающий на престоле в окружении ангелов. Ниже размещены группы пророков, апостолов, святителей и все праведные народы, внизу — реальные и мифические звери.

  • Спас Златые Власы

    Спас Златые ВласыИндивидуальной особенностью иконы, от которой происходит ее прозвище, являются золотые волосы Христа, расчлененные тончайшими коричневыми линиями. 

    «Спас Златые Власы» издавна находится в Кремлевском Успенском соборе, но неизвестно, как он туда попал. Бытование иконы прослеживается по соборным описям только с начала XVIII века. В предшествующих описях ее невозможно выделить из многочисленных «осмилистовых икон». Возможно, в более раннее время она находилась в алтаре, а позднее — над входом в жертвенник собора. 

    Сохранность иконы не идеальная: ее исторический путь отмечен чинками, поновлениями, утратами и изменением колорита. «Спаса Златые Власы» относили и к новгородской школе иконописи, и к ростово-суздальской, и к ярославской, и к Средней Руси. 

    На полях иконы сохранились фрагменты текста, написанного уставом. На левом поле читается приветствие: «[МИР] ВАМ»; далее неразборчиво: …«В»…«ИАН»…«ТВО»… На верхнем и правом полях помещено речение Христа из Евангелия от Иоанна (8:12): «[АЗЪ ЕСМЬ СВЕТ МИРУ: ХОДЯЙ ПО МНЕ НЕ ИМАТЬ ХОД] ИТИ ВО ТМЕ Н [О И] МАТЕ [СВЕТ ЖИВОТНЫЙ]» («Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»). Надпись на нижнем поле не читается. 

    Оплечный Спас выписан крупным планом, его плечи почти срезаны полями иконы. За головой Христа помещен крест ярко-зеленого цвета, на котором выписаны драгоценные камни и жемчуга. Нимб отсутствует, что достаточно редкий случай в иконографии Спасителя. Фон иконы первоначально был густого синего цвета. На нем симметрично расположены четыре стилизованных золотых медальона. 

    Мастер стремился подать икону как драгоценный почитаемый образ, что сказалось и в богатстве одежды Спаса, и в Его сверкающих золотом волосах — отсюда позднейшее именование произведения. 

    Кремлевская икона несет на себя явственный отпечаток изысканной константинопольской манеры. Лик Спаса отличается многосложностью выражения. Чуть заметный поворот головы, ускользающий взгляд вверх и в сторону, тонко прописанные губы с опущенными уголками — все это придает Сыну Божьему скорбно-надменное выражение, сообщая образу впечатление духовного величия. 

    По своей иконографии «Спас Златые Власы» ближе всего к канону Пантократора, Спаса Вседержителя. На иконе из Успенского собора воспроизведены все основные изобразительные детали, свойственные этому типу, вплоть до двух прядей, свисающих ниже пробора на лоб Христа (сейчас они едва просматриваются). «Спас» во многом схож с греческим «Христом Пантократором» начала XIII века с поновлениями XV столетия из монастыря Святой Екатерины на Синае. Тот же строгий и скорбный лик, тот же неуловимый взгляд. На синайской иконе в открытом Евангелии видна та же фраза из Иоанна, начертанная по-гречески. Но в оплечном «Спасе» из Московского Кремля благословляющая десница и Евангелие в левой руке не выписаны, а речение, характерное для этой иконографии Спасителя, вынесено на поля.

  • Христос Ветхий Денми

    Иисус Христос Ветхий Денми - чрезвычайно редкий иконографический тип, изображающий Второе Лицо Троицы в образе седовласого старца. Источник иконографии - пророчество Даниила (Дан. VII, 9) - нашел более широкое распространение в спорных иконах т. н. "Новозаветной Троицы" Заглянуть в Словарик ("Отечество" Заглянуть в Словарик, "Сопрестолие" Заглянуть в Словарик) и пр., где понимается как образ Первого Лица Троицы - Бога Отца, Господа Саваофа Заглянуть в Словарик. Подобное понимание входит в противоречие с концепцией неизобразимости Бога Отца. Существует трактовка, согласно которой Ветхий Денми есть Сын Божий. Моленных икон с образом Иисуса Христа Ветхого Деньми, видимо, не существует, а встречается только в храмовых росписях.
    В алтарной росписи храма Спаса на Нередице находилось изображение Ветхого Деньми. То, что изображен Иисус Христос, подчерктнуто традиционным кресчатым нимбом Заглянуть в Словарик и подписью, включающей в себя сокращенное написание имени Иисуса Христа: IС ХС. Спаситель изображен огрудно в круглом медальоне Заглянуть в Словарик в традиционных одеждах, присваиваемых Спасителю. Правая рука в благословляющем жесте, в левой - свиток.
    Росписи церкви утрачены во время Великой Отечественной войны и известны сейчас только по описаниям, черно-белым фотографиям начала XX в. и сохранившимся копиям.

  • Спаситель Чернобыльский

    Чернобыльский СпасВоздавая должное подвигу ликвидаторов, 28 августа 2003 г., в день Успения Пресвятой Богородицы, предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, была освящена икона "Чернобыльский Спас".

    На протяжении двадцати двух минувших лет церковь возносит молитвы о жертвах аварии на Чернобыльской АЭС, разделяя скорбь родных и близких, все выстраданное чернобыльцами - уже полмиллиона людских жизней, покинувших этот мир, сотни тысяч детей больных различными заболеваниями, связанных с Чернобылем, тысячи вырванных с корнем людских судеб с земли, на которой жили их предки . Огромное пятно на карте Украине ныне называется «зоной отчуждения» - это сегодняшняя боль. 

    Все события в полной мере и сразу отобразились на одной иконе, имя которой «Чернобыльский Спас». В память о погибших при катастрофе и от радиоактивного заражения и во здравие выживших написана икона «Чернобыльский Спас». 

    Её уникальность в том, что впервые в православии рядом с ликами святых изображены люди!

    Замысел создания такой иконы пришел Юрию Андрееву, посвятившему свою жизнь ядерной энергетике, а во время аварии получившему огромную дозу радиоактивного облучения. Ныне он - президент Союза «Чернобыль Украины». Икона много раз являлась Юрию Борисовичу во сне, но он считал её создание непостижимой мечтой, в каком-то роде даже ересью. Но однажды Юрий Андреев спросил у Митрополита Киевского Владимира, возможна ли икона Спаса вместе с чернобыльцами, спасавшими планету от радиации. Чужой крови во время борьбы они не пролили, а своей не пожалели. Владыка сразу дал благословление иконописцу Владиславу Горецкому на написание иконы.

    Горецкий долго работал в Троице-Сергиевой Лавре, он владеет уникальной техникой работы с сусальным золотом. С начала апреля 2003 года Юрий Андреев и Владимир Горецкий начали работать над сюжетом и композицией иконы.

    В верхней части иконы расположены фигуры Богородицы, Иисуса Христа и Архистратига Михаила - он ведет человеческую Божью рать живых и мертвых «чернобыльцев».

    В нижней части иконы, на переднем плане - Чернобыльская сосна - образ, не придуманный человеком. Она похожа и на крест и на тризуб, который является гербом Украины. Во время войны фашисты-каратели вешали советских патриотов на этом дереве, их мученическая смерть дала сосне чудесную силу. Сосна стоит почти на одной линии: четвертый аварийный блок - город Припять.

    После взрыва на ЧАЭС справа и слева от города Припять прошли два следа выбросов, которые накрыли кладбище, больницу, гаражи, производственную зону, пожарное депо. Сосна стояла в зоне этого «рыжего леса», в зоне очень плотного загрязнения - от 100 до 1200 рентген в час. Во время ликвидации весь лес был захоронен, а сосну с окружающими её воинскими обелисками оставили. Дерево стало символом Чернобыльской трагедии. Ему отведено центральное место в нижней части иконы.

    Слева изображены души умерших чернобыльцев, справа - ликвидаторы аварии: пожарный в респираторе, работник станции, летчик, медсестра. На горизонте, за очертаниями «Саркофага» виднеется зарево восхода, в небе летит звезда Полынь. На заднем плане - земля обожженная, на переднем - зеленая, оживающая.

    Горецкий работал над «Чернобыльским Спасом» пять месяцев. Икона была освящена 28 августа 2003 года у стен Успенского храма в Киево-Печерской Лавре. Во время освящения явилось чудесное явление, свидетелями которого стали тысячи людей. Сперва над иконой пролетел голубь, высоко в небе среди перистых облаков возникла радуга в виде нимба (дождя накануне не было!), потом на небе явился православный крест, в центре которого было солнце.

    Икону передали Успенскому Храму, но по просьбе чернобыльцев она постоянно находится в крестных ходах по областям Украины. Икона стала утешением чернобыльцам, её признали и стали считать своей во многих украинских семьях, ведь трагедия Чернобыля, по большому счету, коснулась каждого.

    Икона помогает раненой чернобыльской земле. Крестные ходы «Чернобыльского Спаса» сопровождаются чудесными явлениями и исцелениями. С изображением иконы чернобыльцы идут на сложные хирургические операции, подкладывают её больным детям под подушку.

    Настоятель единственного действующего в зоне отчуждения Свято-Ильинского Храма отец Николай решил провезти список иконы «Чернобыльский Спас» по тем местам зоны, где ранее находились православные храмы, разрушенные в 1930-1950 годах большевиками. В этих священных местах ныне установлены православные кресты.

    Однажды отец Николай привез икону в село Ильинцы, в котором раньше стоял Храм Рождества Богородицы. На этом месте священник установил икону и в окружении двух десятков старушек-самоселов, которые вернулись в родное село вопреки запретам, начал молебен. Во время службы среди ясного безоблачного неба возник столп света, который осенил всех. Это явление продолжалось всего несколько секунд, были сделаны фотографии, на которых это чудо выглядит как засвеченная полоса, исходящая из открытого Евангелия прямо в небо.

    А в 2004 году произошел другой случай, который окончательно убедил верующих в необычных свойствах иконы: во время покушения на отца Николая нож попал в бумажник, где находилась фотография иконы. Это спасло священнику жизнь.

    По инициативе Союза «Чернобыль Украины» был написан полный список иконы «Чернобыльский Спас» для Храма Христа Спасителя - дар чернобыльцев Украины чернобыльцам России. Желание передать список иконы 30 июня 2004 года поддержал и благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

    Чернобыльская катастрофа - это испытание, данное Господом, чтобы предостеречь человека от более страшных ошибок. Человек по незнанию, беспечности и жадности может стать опасным для всей живой земли. Но Бог дал это испытание тем, кто был в состоянии с ним справится. Чернобыльцы-спасатели заслужили высшую награду, возможную на земле - быть приравненными к Божьей рати.

  • Спаситель В Терновом Венце

    Спаситель в терновом венцеХристос в терновом венце.

    (27) Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк (28) и, раздев Его, надели на Него багряницу; (29) и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! (30) и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. (Мф. 27:27-30).

    Увенчание Христа терновым венцом было одним из видов насмехания над Ним, учиненного римскими воинами. Корона, или венец, была древним символом силы, правления и почета. Сделать ее из терновника, вместо листьев лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков героям и поэтам, было еще одним актом насмехания над Христом.

    Такой иконографический тип изображения Христа более распространен в католической традиции, нежели в православной.

  • Моление О Чаше

    Моление о чаше, Екатеринбург, XIX - XX ввСовершив Тайную вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Это было в четверг вечером, за день до иудейского праздника Пасхи. Уютный Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду. Находясь на западном склоне Елеонской горы, сад возвышался над Иерусалимом, и с него открывался живописный вид на Храм и окружающие его великолепные постройки. Когда Господь посещал Иерусалим, Он неизменно собирался со Своими учениками в Гефсиманском саду. Зная это, Иуда, один из апостолов (который покинул Тайную вечерю, чтобы предать Спасителя) решил именно сюда привести стражу, чтобы они могли здесь арестовать Христа.

    Зная о приближении воинов, Господь стал готовиться к предстоящему суду у первосвященников и к Своей крестной смерти. Чувствуя необходимость молитвы в этот решающий момент, Господь сказал апостолам: «Сидите тут, пока Я помолюсь.» Отойдя на небольшое расстояние, Господь начал скорбеть и тосковать. «Душа Моя скорбит смертельно, — сказал Он находящимся невдалеке апостолам Петру, Иакову и Иоанну. — Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.» Потом, немного отойдя, Он пал на лице Свое и начал молиться: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем не как Я хочу, но как Ты.» Молитва эта была столь напряженной, что по описанию евангелистов, пот, как капли крови, стекал с Его лица на землю. В это время невероятной внутренней борьбы явился к Иисусу Ангел с Неба и стал укреплять Его.

    Никто не может постичь всю тяжесть скорбей Спасителя, когда Он готовился к крестным страданиям для искупления грешного человечества. Нет надобности отрицать естественный страх смерти, потому что Ему, как человеку, были известны обычные человеческие тягости и болезни. Обычным людям естественно умирать, но для Него, как совершенно безгрешного, смерть была противоестественным состоянием.

    При этом внутренние страдания Христа были особенно невыносимы потому, что в это время Господь брал на Себя все непосильное бремя грехов человечества. Мировое зло всей своей непосильной тяжестью как бы придавило Спасителя и наполнило Его душу невыносимой скорбью. Ему, как нравственно совершенному, было чуждо и омерзительно даже малейшее зло. Беря на Себя людские грехи, Господь вместе с ними брал на Себя и вину за них. Таким образом то, что должен был претерпеть каждый из людей за свои преступления, сосредоточивалось теперь на Нем Одном. Очевидно, что скорбь Христа усиливалась от сознания того, насколько ожесточилось большинство людей. Многие из них не только не оценят Его бесконечную любовь и величайший подвиг, но будут смеяться над Ним и со злобой отвергнут предлагаемый им праведный путь. Грех они предпочтут праведному образу жизни, а людей, жаждущих спасения, они будут преследовать и убивать.

    Переживая это, Господь трижды молился. В первый раз Он просил Отца удалить от Него чашу страданий; во второй раз Он изъявил готовность следовать воле Отца; после третьей молитвы Спаситель сказал: «Да будет воля Твоя!»

    С богословской точки зрения, внутренняя борьба, которую Господь Иисус Христос претерпел в Гефсиманском саду, со всей очевидностью обнаруживает две самостоятельные и цельные сущности в Нем: Божескую и человеческую. Его Божественная воля, была во всем согласна с волей Его Небесного Отца, желающего спасти людей Своими страданиями, а Его человеческая воля естественно отвращалась от смерти как от удела грешников и желала найти другой путь спасения людей. В конечном итоге, укрепленная прилежной молитвой, Его человеческая воля подчинилась Его божественной воле.

    Восстав от молитвы, Господь подошел к апостолам, чтобы предупредить их о приближении предателя. Застав их спящими, Он кротко упрекает их: «Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час и Сын Человеческий предается в руки грешников. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна» (Марк 14:38). Как могло случиться, что ученики уснули в такой решающий момент? Это произошло, очевидно, от чрезмерной печали. Они смутно понимали, что какая-то ужасная трагедия вот-вот произойдет, и не знали, как отвратить ее. Известно, что сильные переживания могут настолько истощить нервную систему, что человек теряет волю к сопротивлению и старается забыться сном.

    Однако Господь убеждает Своих учеников, а в их лице и всех христиан не отчаиваться ни при каких трудных обстоятельствах, а бодрствовать и прилежно молиться. Бог, видя веру человека, не допустит уповающему на Него впасть в искушение сверх его сил, а непременно поможет ему.

  • Сошествие Святаго Духа

    Сошествие Святаго Духа, Новгород, XV - XVI ввВ основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.

    Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

    Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX–XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах.

    Эта икона изображает триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с Апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

    В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в IX веке для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы.

    В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».

    Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков.

    Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос».

    В венецианской гравюре 1818 года у головы фигуры царя сделана надпись «Пророк Иоиль». Но этот памятник относится к новейшей иконографии, когда вошло в силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их истолкование вошли субъективные понятия. Кроме того, эта западная гравюра была издана на турецком языке, сохранение старины в таком издании не было важным делом, поэтому гравюра и не может заслуживать доверия. Если гравер XIX века поставил над головой царя в короне надпись «Пророк Иоиль», то уже одно это разрушает веру в точность его иконографических познаний. Очевидно, он совсем не был знаком с одеждами, усвоенными пророкам Православием. Ссылка же на невежественность иконописцев, превративших древнюю фигуру пророка в царя, также не обоснованна.

    Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Он видит в ней заседание апостолов при избрании Апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. На этом собрании Апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. «Надлежало, — говорил он, — исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде... В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст... достоинство его да приимет другой» (Деян. 1, 16, 20). Основываясь на этих словах, профессор Усов считает, что художник, изобразив царя Давида с убрусом в руках и двенадцатью жребиями, тем самым напомнил как о содержании речи Апостола Петра, так и о избрании Апостола Матфия. А то, что Давид отделен от апостолов аркой, показывает, говорит он, что Давид — не участник собора апостолов. То же, что он изображен в темном месте, означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Но возникает вопрос: какая же связь между этим собором апостолов при избрании Апостола Матфия и Пятидесятницей? Профессор считает, что, во-первых, на предшествовавшем соборе апостолов было установлено Таинство Священства, а сошествие Святого Духа есть подтверждение этого права, то есть эта икона есть образное выражение Таинства Священства. Во-вторых, Давид написан здесь потому, что и он, и пророк Исайя предрекали Вознесение Господа Иисуса Христа, и, повторяя эти пророчества, Церковь поет в праздник Вознесения: «... Кто есть Сей?... Сей есть державный и Сильный, сей есть Сильный в брани... И почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит еже есть (т.е. из) плоти... и послал еси нам Духа Святаго» (стихира на стих., 2-я). И еще: «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне... (Пс. 46, 6), еже вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя» (стихира на стих.). С этими выводами профессора Усова согласиться трудно. Связь между избранием Апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно. Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно.

    Притом пророчество Давида, которому автор отводит столь видное место в характеристике собора, было лишь поводом к нему, но не его сущностью, да и говорит оно о судьбе Иуды, а не о священстве. Из памятников древности известно, что пророчественный элемент вводится в иконографию лишь в тех случаях, когда между ним и его исполнением есть прямая связь, да и в этих случаях большей частью пророчество опускается. Кроме этого, в Евангелии Раввулы есть миниатюра избрания Апостола Матфия, и в нее художник не ввел пророка Давида, хотя повод к тому был прямой.

    Другим же звеном, связующим личность царя Давида с сошествием Святого Духа, по мнению профессора Усова, есть Вознесение. Но хотя в песнопениях на Вознесение Господне Церковь и упоминает об обещании Христа вознесшегося послать Духа Утешителя, тем не менее совершенно ясно, что пророчество Давида относится только к Вознесению, а не к сошествию Святого Духа.

    Есть еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница». Некто говорит: «Царь — Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя — равенство Сына Отцу; темное место — неведение о Его местопребывании; червленая риза — искупление людей Пречистой Кровью; венец — соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус — чистота; свитки — апостолы».

    Но и это замысловатое толкование так же, как и вышеприведенное, имеет искусственный характер.

    Истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников. Несомненно, что фигура царя позднейшего происхождения и появилась на месте древней толпы народов, как бы ее заменяя. С ней она имеет теснейшую связь, отсюда и должно идти объяснение. Книга Деяний рисует нам грандиозную картину собрания народов в День Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Переводя на образный язык искусства это обстоятельство, византийские художники вносили в толпу народа и фигуры царей, хотя их действительное присутствие при этом чудесном событии было одной догадкой. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами. Но такие подробности вносились в исключительных случаях, когда позволяло место. В большинстве же случаев места для этого было недостаточно. Архитектурные формы триклиния, где произошло сошествие Святого Духа, не имели особого значения для художников, внимание которых было поглощено верхней частью композиции, низ был стилизован в форме полуэллипсиса. Это узкое пространство не позволяло вдаваться в подробности, и толпа народа также подверглась стилизации: сперва вместо нее остались два-три лица, наконец, одно — царь как представитель народа, заменявший собой целое царство и весь народ.

    Этот прием обычен для византийской иконографии. В ней часто узкая часть круга вверху указывает на целое небо; одно-два дерева означают сад, фронтон — палаты, два-три Ангела — все Небесное воинство Ангелов. Художник сообщил этой одинокой фигуре царя спокойную, монументальную позу, а так как она заменяла собой целый мир, он для ясности сделал над ней надпись «Космос» (или «Весь мир»).

    Итак, царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

    В одной гравюре, близко стоящей к западному источнику (VII в.), в темной пещере, как на древних памятниках, написаны низверженный престол и толпа евреев в повязках на головах. Это явно говорит о том, что господство Ветхого Завета окончилось, подзаконная Церковь пала; настала новая эпоха — владычество Церкви Христовой, облеченной силой свыше.

    В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с X века Она всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

    Святой евангелист Лука, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1, 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Поэтому вполне возможно, что Матерь Божия присутствовала при этом событии, о чем говорит и одно из древних преданий. Преисполненная благодати, Она превознесена превыше Херувимов и Серафимов, и дары Святого Духа, излитые на апостолов, были дарованы и Ей, тем более, что и Она приняла на себя жребий апостольского служения и была в числе устроителей Церкви Христовой.

    Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа». Почему на ней изображен Апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы. Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков — святому Апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов — как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

    Изображение Святого Духа в виде голубя обычно в эту композицию не вводилось, так как прямых указаний на это в книге Деяний нет. Проявлением Святого Духа в День Пятидесятницы были языки пламени. Однако в западной средневековой живописи было положено начало изображению на этой иконе Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного Подлинника.

    В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния, стали писать палаты. Центральное место на троне дано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить и Апостола Павла. Вместо стилизованного неба, появились облака и лучи с пламенем.

    Иногда, вместо темной арки, в центре пишется тропарь праздника.

  • Несение Креста

    Несение КрестаНа иконе представлена сцена из Страстного цикла, изображающая Иисуса Христа. Перед ним идут воины, сопровождающие разбойников, осужденных на казнь и несущих свои кресты. Часть пути Крест Христа нес Симон Киринеянин, следовавший впереди Иисуса вместе с разбойниками.

  • Молитва Честному Кресту Господню

    Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

  • Спас в белом хитоне

    Спас в белом хитоне"Спас в белом хитоне" (Иисус в белых одеждах, Господь в белом хитоне, Спаситель в белом хитоне) – это иконографический ростовой образ Иисуса Христа, изображённого в момент Преображения Господня на горе Фавор.

    Оригинальный образ был написан священномучеником митрополитом Серафимом (в миру Леонид Михайлович Чичагов) (1856-1937) и долгое время хранился в его рабочем кабинете в Ленинграде.

    Не совсем ясно нынешнее расположение оригинала иконы "Спас в белом хитоне", написанной Чичаговым и хранившейся в его кабинете...

    Чаще всего утверждается, что в наши дни образ хранится в Троицком соборе Александро-Невской лавры - по правую сторону от раки с мощами святого благоверного князя Александра Невского, однако также встречается мнение, что икона располагается в московском Храме Илии Пророка Обыденного.

    Примечательно, что питерский "Спас в белом хитоне" имеет фон синего цвета, а московский - красного.

    В любом случае, обе иконы со Спасом в белом хитоне (Московская и Петербургская) пользуются большим почтением среди православных верующих и считаются чудотворными - помогающими в делах после молитвы у образа.

  • Спас Владыка Мира

    Спас Владыка МираОригинал этой старинной иконы датируется 17 веком и ныне находится в Москве, в алтарном иконостасе храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Петровском парке. В левой руке Христос держит Святое Писание, а правой благословляет молящегося. 

  • Иисус Моргающий

    Иисус моргающий или Плат святой ВероникиВ Грузии, в мужском монастыре Святого Креста Джвари есть довольно редкое изображение Спасителя, которое называют «Иисус моргающий» или «Плат Святой Вероники». Особенность таких изображений в том, что «лик Господа открывает и закрывает очи»: на одних людей, входящих в храм и подходящих к лику, Иисус смотрит, а на других — нет. Согласно преданию, это зависит от чистоты души человека: если он грешен или готовится совершить грех, Христос не поднимает на него глаз.

    Легенда о святой Веронике была распространена в Европе в Средние века: когда Иисуса вели на Голгофу, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отёрла с его лица застилавший глаза пот, и на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце. Это предание легло также в основу православной иконы «Спас Нерукотворный», которую почти всегда можно узнать по изображению платка, на котором написан лик Иисуса. Подобное изображение можно также встретить в Вифлееме – это фреска, написанная на колонне в храме Рождества.

  • Благословение детей

    Благословение детейИкона изображает евангельское событие. Евангелие от Марка 10:13-16. Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

 

Комментарии

Сообщения не найдены

Новое сообщение

Продукция магазина Продукция магазина

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ИМЕНИН ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ИМЕНИН

Сообщество Вконтакте Сообщество Вконтакте

Одноклассники Одноклассники

Facebook Facebook

Разработка интернет-магазинов под ключ